Впервые увидела в "Жене, Женечке и "катюше" и "Хронике", а потом был бесподобный Шут в "Короле Лире"! Один из лучших советских актёров конца 20 века
читать дальше
Олег Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей. В семье Далей была также дочь — Ираида. Существует версия о том, что Олег Даль является потомком Владимира Ивановича Даля.
Детство Даля прошло в г. Люблино, во дворе дома №63 по ул. Московская (в те годы Люблино ещё было пригородом Москвы). Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем, и с тех пор его стало увлекать творчество: живопись, литература.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.
На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища, которым руководил Николай Анненков. На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин
Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войну и мир» (но пробы Даль не прошёл), и Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).
Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти
В 1967 году Олег Даль снимается в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности так и не принесла, так как фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном».
Однако тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран и об Олеге Дале узнала вся страна., его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
Он создаёт широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»),
Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Теодор Христиан и его Тень («Тень»). В 1969 году создает образ Шута в «Короле Лир» (режиссёр Козинцев).
На съёмках этого фильма он познакомился со своей будущей женой. В 1969 году Олег Даль женится на коллеге по киноцеху — монтажёру Елизавете Алексеевне Эйхенбаум, внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.
Одновременно Олег Даль плодотворно работает в театре. В 1963 году молодой актёр получает приглашение в театр «Современник». Однако в течение примерно пяти лет он играл только роли второго плана. В 1968 году Даль играет Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Образу вора Васьки Пепла Олег Даль даёт неожиданную трактовку — устремлённого к счастью и красоте человека. В дальнейшем он с успехом играл в таких постановках тетра «Современник» как: «Валентин и Валентина» Рощина, «Провинциальные анекдоты» Вампилова, «Из записок Лопатина» Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэлян и Волчек. С ним сотрудничают такие известные сценические постановщики как: Фокин, Райхельгауз, Волчек, Эфрос. Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969) стал первым опытом Даля как режиссёра.
В 1971 году выходит на экраны фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл сразу две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан Теодор воплощённый на экране Далем — учёный-неудачник, вечный юноша в ожидании встречи с прекрасной любовью. Его тень — прямая противоположность: дикая личность с маской вместо лица, с животными повадками.
У Олега был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он постоянно менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. В 1975 году Даль разрывает с «Современником». Олег Даль поступает на режиссёрские курсы ВГИК (мастерская Хейфеца), но не заканчивает их. В 1977—1978 в труппе Московского театра на Малой Бронной.
1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“».
Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе Вампилова «Утиная охота», 1979) стал большим этапом и одной из последних значительных работ в творчестве Даля. К сожалению, картину тогда посчитали упаднической и до широкого проката не допустили. «Отпуск в сентябре» вышел на экраны только в 1987 году.
"Принц Флоризель"
11 ноября 1980 Даль вошёл в труппу Малого театра, где ему удалось сыграть одну роль (31 декабря 1980) Алекса («Берег» Ю.Бондарева). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1981).
В конце 1970-х после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега известным режиссёрам он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение 10 лет был «невыездным» и ему не разрешали покидать пределы СССР. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Олег Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения.
Актёр много пил и даже предпринял меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к спиртному. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он на износ и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе.
В шутку называл себя «инородным» артистом, горько перефразируя звание «народный артист».
Олег Даль ушёл из жизни 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в городе Киев. Последним человеком, который видел Даля живым, был актёр Леонид Марков, с которым они вместе пробовались в одну картину. Они ужинали в ресторане гостиницы, после чего Даль попрощался и сказал: «Ну все, пошёл я умирать». По распространённой версии сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой . Вдова актёра отрицает эту трактовку, считая что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца». Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве.
По материалам Википедии
Олег Даль очень разный!