Совсем девчонкой видела "Ночного портье", фильм сразил, шокировал меня, но осталось стойкое послевкусие, которое я ощущаю до сих пор! Потрясающее кино! Сильное, волевое, жёсткое и жестокое. Совсем не женское кино!
читать дальше
Родилась 12 января 1933 (1936) года в городе Карпи (провинция Модена, Италия).
Лилиану больше воспитывала бабушка по маминой линии. Отец — архитектор, всегда был вне Италии. Мать работала, также часто уезжала.
Мать очень любила кино. Когда Лилиане было три года, во вторую половину дня в воскресенье всегда ходили в кинотеатр. Когда Лилиана повзрослела, она склоняла мать к более серьезным просмотрам (той нравились такие, «где можно поплакать»). Сама Лилиана не выделяет какой-то один фильм, который повлиял (видела их слишком много).
Когда училась в лицее, участвовала в создании киноклуба. Благодаря ему участники сумели посмотреть, например, все фильмы Витторио де Сика. Лилиана считает его самым лучшим режиссёром.
Хотела быть археологом, поэтому стала изучать латынь и греческий в Университете Болоньи, однако совершенно не знала немецкого языка (без него заниматься археологией практически невозможно: все крупные археологи XIX века — немцы).
Учась на филологическом отделении, стала ходить в киноклуб университета, активно в нём участвовала. Буквально влюбилась в фильмы, которые там показывали.
Особенно была поражена режиссёром Витторио де Сика (картина «Золото Неаполя»).
Неореализм в кинематографе оказался очень близок Лилиане, изменил линию её жизни.
Лилиана полагала, что итальянская литература XX века не выразила и не сказала ничего, что должна была сказать о жизни людей в эту эпоху. Поэтому, после учёбы, она решила отправиться в Рим и рассказать об этом с помощью кино (прошла огромный конкурс и поступила на курс режиссуры в экспериментальную римскую киноакадемию).
Во время обучения Кавани сняла два короткометражных фильма: «Il contro notturno» — о дружбе между белым и сенегальцем и «L’evento» — о группе туристов, убивших ради потехи итальянца. В 1961 году Кавани выиграла один из трёх призов, разыгрывавшихся в конкурсе итальянского телеканала RAI, в котором участвовало до 10 тысяч человек.
С 1962 по 1965 год Кавани работала на канале RAI и сняла несколько документальных фильмов. Её фильм «Philippe Petain — Processo a Vichy» получил приз за лучший телефильм на Венецианском кинофестивале 1965 года.
В 1966 году Лилиана Кавани обратилась к художественному кино и дебютировала с биографическим фильмом «Francesco d’Assisi» о Франциске Ассизском. Её следующий биографический фильм был о Галилее.
Всемирное признание получил фильм Кавани «Ночной портье» о сексуальной связи заключённой концентрационного лагеря со своим мучителем-эсесовцем. После судебных разбирательств фильм был в конце концов признан произведением искусства и выпущен в прокат без купюр.
Лилиана не всегда берёт такие сюжеты, как в «Ночного портье». Во многом её судьба в кинематографе похожа на судьбу других режиссеров: её современника и земляка Бернардо Бертолуччи (вместе начали работать) и Марко Беллоккьо. Для них троих важно было говорить о том, о чем им хочется, и так, как нам хочется. Бертолуччи снял «Последнее танго в Париже», Лилиана — «Ночного портье» (картины сделали одновременно, они вписались в эпоху, оказались тем, что нужно было в тот момент человечеству). Для Лилиан «Ночной портье» — это своего рода эссе. Она делала его для себя и очень удивилась его успеху.
В своей следующей работе (1977 год) «Al di là del bene e del male» в центре внимания Кавани оказался Фридрих Ницше и его жизнь.
По роману «Шкура» в 1981 году сняла одноименный фильм
Действие фильма «Берлинский роман» (1985 год) снова разворачивается на историческом фоне Третьего рейха и рассказывает о лесбийских отношениях.
В 1989 году вышел фильм «Франциск», в котором Кавани снова обратилась к событиям жизни святого.
Май 1991 года — Кавани приезжает в Санкт-Петербург (частный визит), где видит, как по телевизору показывают встречу Горбачева с президентом США. Спустя два года приезжает в Москву (в кинотеатре «Октябрь» шла ретроспекция её фильмов и её позвали, чтобы она представила эти картины). Затем побывала в Сочи (выбрали президентом «Кинотавра»). Была поражена, как народ пил водку. В конце 2008 года — приезд в Санкт-Петербург (по приглашению Михайловского театра) раз поставить оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (ставила в 1998 году на фестивале в Ровенне)
Увлечения: любит море, на Капри имеет маленький домик, в 2008 году году провела там месяц (считает это подарком судьбы), любит плавать, кататься на лодочке.
Оперы
Ставит с людьми, с которыми неразлучна уже десять лет
Когда думает над постановкой, отталкивается от фотографии (фотография, кинематограф — её мир, а к живописи равнодушна).
Кавани считает, что опера и кинематограф — два совершенно разных мира, что в опере человек зависит от музыки и что оперный режиссёр (фактически обслуживающий персонал и служит клавиру) не должен забывать, что за него уже все придумал композитор.
Когда Кавани нужно было придумать оформление сцены к опере «Ифигения в Авлиде» Глюка, но ничего не придумывалось, она решила зайти в Пантеон в Риме, где увидела красивейший купол. На входе она купила открытку с ним, отнесла сценографу и сказала, чтобы сцена была с таким куполом. Потом тот же купол, только перевёрнутый, появился в картине «Берлинский роман».
Любимый композитор Квани — Верди (родом из одного региона, Эмилия-Романья, севее Италии). Она считает его величайшим музыкальным рассказчиком XIX века, у которого «каждая нота поважнее слова будет».
В театральных постановках совершенно нет темы войны (которая часто присутствует в картинах)
Постановки «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло были созданы в эпоху популярности веризма (реалистическое течение в искусстве, очень близкие к кинорассказу) — простые декорации, простые истории, в них темы всегда актуальны (убийство на почве ревности, например, по-прежнему часто случается и в Италии, и по всему миру). Декорации также простые — акведук (в Риме в большом количестве), мотороллер с кузовом (в Италии конструкция называется «пчелка»), на заднем плане — обычные спальные районы (есть в каждом городе).
Современные постановки, где «новаторские» режиссёрские решения идут вразрез с музыкой, Кавани не любит.
Einstein (ТВ) (2008)
Einstein
2 De Gasperi, l'uomo della speranza (ТВ) (2005)
De Gasperi, l'uomo della speranza
3 Игра Рипли (2002)
Ripley's Game
4 Манон Леско (ТВ) (1998)
Manon Lescaut
5 Cельская честь (ТВ) (1996)
Cavalleria rusticana
6 Где ты? Я здесь (1993)
Dove siete? Io sono qui
7 Травиата (ТВ) (1992)
La traviata
8 Франциск (1989)
Francesco
9 Берлинский роман (1985)
Berlin Affair, The
10 По ту сторону двери (1982)
Oltre la porta
11 Шкура (1981)
La pelle
12 По ту сторону добра и зла (1977)
Al di là del bene e del male
13 Milarepa (1974)
Milarepa
14 Ночной портье (1974)
Il portiere di notte
15 L'ospite (1972)
L'ospite
16 Каннибалы (1970)
I cannibali
17 Галилео Галилей (1968)
Galileo
18 Francesco d'Assisi (1966)
Francesco d'Assisi
19 Primo Piano: Philippe Pétain processo a Vichy (1965)
Primo Piano: Philippe Pétain processo a Vichy
Сценарист 2000 1990 1980 1970 1960
1 Einstein (ТВ) (2008)
Einstein
2 De Gasperi, l'uomo della speranza (ТВ) (2005)
De Gasperi, l'uomo della speranza
3 Игра Рипли (2002)
Ripley's Game
4 Где ты? Я здесь (1993)
Dove siete? Io sono qui
5 Франциск (1989)
Francesco
6 Берлинский роман (1985)
Berlin Affair, The
7 По ту сторону двери (1982)
Oltre la porta
8 Шкура (1981)
La pelle
9 По ту сторону добра и зла (1977)
Al di là del bene e del male
10 Milarepa (1974)
Milarepa
11 Ночной портье (1974)
Il portiere di notte
12 L'ospite (1972)
L'ospite
13 Каннибалы (1970)
I cannibali
14 Intolerance: il caso Liuzzo (ТВ) (1969)
Intolerance: il caso Liuzzo
15 Галилео Галилей (1968)
Galileo
16 Francesco d'Assisi (1966)
Francesco d'Assisi
По материалам Википедии
ДР. Лилиана Кавани
Совсем девчонкой видела "Ночного портье", фильм сразил, шокировал меня, но осталось стойкое послевкусие, которое я ощущаю до сих пор! Потрясающее кино! Сильное, волевое, жёсткое и жестокое. Совсем не женское кино!
читать дальше
читать дальше