"Дирижёр", 1979
р. Анджей Вайда
Джон Гилгуд, Анджей Северин, Кристина Янда, Ян Чечерский
читать дальше
Фильм о человеке и его пути в жизни, его предназначении, о компромиссах, на которые вынуждает жизнь. Фильм о двух дирижёрах, об истинном Мастере и ремесленнике. И всё правильно! Искусством должен заниматься только тот, кто его действительно любит, кто им дишит и живёт.
В Штатах польская скрипачка Марта встречает знаменитого дирижёра Лясоцкого, который когда-то очень давно был влюблён в её мать, а потом эмигрировал из Польши на запад и стал дирижёром с мировым именем. Эта встреча становится судьбоносной и для Марты, и для Лясоцкого, и для мужа Марты - Адама - дирижёра маленького провинциального польского оркестра в родном городе Марты и Лясоцкого. Маэстро приезжает в Польшу и готовит концерт с оркестром Адама.
Фильм необыкновенно глубокий. Подход к оркестру! Как по-разному можно сказать музыкантам, что надо повторить тот или иной отрывок, как вообще по-разному можно вести репетцию! И, что ещё важнее - что считать в музыке и исполнительстве главнее. И ещё многое-многое другое!
Ревность к женщине и оркестру - вообще мимо! Там ревность к музыке, потому что она освобождает. А для Адама музыка была только средством для достижения своих целей, положения в обществе, славы. А значит его можно купить и продать, потому что он зависит от своего положения в обществе, от критиков и властей. И поэтому он мечется и подсознательно мстит всем окружающим, просто потому, что не может иначе, не понимает, как. И вот он столкнулся с истинным гением в музыке, это выбило почву у него под ногами и он возненавидел, потому что это другое!!! Свободными могут быть только те, кто действительно любят то, что делают.
Всегда любила сэра Джона Гилгуда, не видела ни одной слабой работы - и Лясоцкий у него получился необыкновенный - от первого появления капризно-уставшей звезды, привыкшей к вниманию публики, до его финального сидения в очереди за билетами на свой же концерт.
Но не менее хорош и Анджей Северин - эта мука недостижимости идеала, которая толкает его к взрыву и разладу с окружающим миром, всё сыграно абсолютно достоверно!
Награды
Берлинский кинофестиваль, 1980 год
Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль (Анджей Северин)
Сан-Себастьян, 1980 год
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC)