понедельник, 05 марта 2012
Думаю, Вайда был вообще одним из первых режиссёров, с чьим творчеством я знакомилась совершенно сознательно, несмотря на достаточно молодой возраст - мне было 12 лет, я посмотрела "Перел и алмаз" и осталась под глубочайшим впечатлением... Потом погиб Збигнев Цибульский, а Вайда снял "Всё на продажу"... И так вот "под впечатдением" хожу до сих пор, потому что Мастер постоянно удивляет! Удивил "Пейзажем после битвы" (до дрожи в коленках и волосы дыбком), удивил "Земллёй обетованной" и "Березняком", "Железным человеком", "Дантоном", "Паном Тадеушем". А не так давно я пересмотрела "Дирижёра"
Читать дальше
Биография
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям в Харькове). Мать Анеля была школьной учительницей. К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.
После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.
Во время учёбы Вайда работал вторым режиссёром на фильме «Пятеро с улицы Барской», который ставил режиссёр Александр Форд. Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино».


Военная тема
Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого АКовца, убивающего польского коммуниста.

В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон»,
«Пейзаж после битвы»,

«Корчак»,

«Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя»,
«Катынь»

Комедии
Жанр сатирической комедии не слишком характерен для творчества Вайды. Режиссёр отдал ему должное в фильмах «Невинные чародеи» и «Охота на мух» (по сценарию Януша Гловацкого).
Экранизации
Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по Ст. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по Н. С. Лескову, «Бесы» (по инсценировке романа «Бесы» Ф. М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Пан Тадеуш» по поэме А. Мицкевича.

Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: «Березняк», «Барышни из Вилько» и «Аир».
Стиль
Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения. На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощренные аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы. В фильме «Настасья» (1994) по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Вайда использовал стилистику театра кабуки. Среди наиболее совершенных в эстетическом отношении фильмов Вайды — жёсткая социальная притча «Земля обетованная».

«Антикапиталистический» пафос фильма сочетается с выразительностью киноязыка, временами напоминающего о творчестве Сергея Эйзенштейна.
Политический кинематограф
Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон». Вайда стал одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран. Фильм «Дантон», посвященный событиям Великой французской революции, был насыщен аллюзиями на современность и воспринимался зрителями как злободневная политическая притча.

"Катынь"

Вайда и театр
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».
Был председателем Союза польских кинематографистов, запрещённого на время военного положения 1981 года. В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.
Актёры Вайды
В фильмах Вайды снимались крупнейшие актёры польского кино. Его фильм «Пепел и алмаз» принес мировую известность Збигневу Цибульскому. Фильм «Всё на продажу» стал символической передачей эстафеты от безвременно ушедщего Цибульского к сменившему его в амплуа национального актёра № 1 Даниэлю Ольбрыхскому, снимавшемуся затем в «Пейзаже после битвы» и многих других картинах режиссёра. «Человек из мрамора» дал путевку в актёрскую жизнь Ежи Радзивиловичу. «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Дантон» и «Корчак» стали вершинами актёрской биографии Войцеха Пшоняка. В его фильмах играла Беата Тышкевич, некоторое время бывшая спутницей жизни режиссёра.
В фильмах Вайды также с успехом снимались Збигнев Замаховский, Збигнев Запасевич, Ольгерд Лукашевич, Анджей Северин, Ежи Штур, Кристина Янда.
Кроме польских актёров, Вайда с успехом снимал и иностранных звёзд, включая Бернара Блие, Сергея Гармаша, Джона Гилгуда, Жерара Депардье, Тома Уилкинсона, Ламбера Уилсона, Сергея Шакурова, Омара Шарифа, Ханну Шигуллу, Армина Мюллер-Шталя, Изабель Юппер.
Награды
Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора.



С 1972 года женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе.
По материалам Википедии
@темы:
ДР, режиссёры